Порядок обжалования нормативных правовых актов
Нормативно-правовые акты ( далее - НПА) – это обоснованный и в большинстве случаев полностью соответствующий законодательству инструмент для урегулирования правовых отношений, однако в некоторых случаях НПА могут нарушить права и свободы гражданина, которые гарантированы ему Конституцией Российской Федерации. Эту ситуацию усугубляет и тот факт, что гражданин, являющийся реальной жертвой недальновидно составленного НПА, чаще всего не осознает (частично или полностью) ущемление своих прав и посредством подобного прецедента может открыть путь для дальнейшего нарушения прав и свобод других граждан в ходе родственных судебных процессов. Для того чтобы этого не произошло, необходим профессиональный анализ всех обстоятельств конфликта и соответствующего НПА, что может произвести только квалифицированный специалист, обладающий достаточным опытом в данной сфере.
Другой ситуацией, в которой оспаривание НПА или решений государственных органов
становится актуальным, является сложный судебный процесс, в ходе которого
некоторые нарушения со стороны НПА неочевидны, однако их обнаружение способно в
корне изменить ход всего разбирательство. Для того чтобы суметь распознать
такие тонкости судебного дела, необходим профессиональный юридический взгляд на
судебное развитие конфликта и его обстоятельства, способный «отделить зерна от
плевел» и выявить действительно спорные моменты. Эти особенности, могущие
сильнейшим образом повлиять на исход конфликта, в большинстве случаев не
считаются первостепенными, что может привести впоследствии к неприятным
сюрпризам, разрешить которые будет сложно даже опытному и компетентному юристу.
Таким образом, в очередной раз подтверждается необходимость участия в серьезных
правовых спорах проверенного юриста – именно он способен идеально
структурировать всю относящуюся к делу информацию и пустить её в ход.
В соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции
Российской Федерации каждому гражданину РФ гарантируется судебная
защита его прав и свобод. Частью 2 ст. 46 Конституции
Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие)
органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Возможность
беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных
неправомерными действиями государственных органов, является одним из основных
принципов правового государства.
В соответствии со ст. 12, 13 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных
гражданских прав юридических и физических лиц является признание судом
недействительными не соответствующих закону или иным правовым актам и
нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы граждан либо
юридических лиц ненормативных актов государственных органов или органов
местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также и
нормативных актов.
Статьёй 1 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы граждан» также установлено, что каждый
гражданин имеет право обратиться с жалобой в суд, если считает, что
неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного
самоуправления или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права
и свободы.