Департамент образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа
/press-centr/news/13854/ privet

Студенты из НАО отправились на лыжах по маршрутам оленно-транспортных эшелонов

14 марта 2017|10:14 157

Группа молодых ребят из военно-патриотического клуба «Белый медведь» сегодня вышла на лыжах из Нарьян-Мара в Архангельск, чтобы повторить путь одного из оленно-транспортных эшелонов. Им предстоит преодолеть маршрут более 500 км. Для ребят это самая масштабная акция за всю историю существования клуба.

В походе лыжники проведут две недели. Из Нарьян-Мара в столицу Поморья их путь пройдет через Великовисочное, Коткино, Нижнюю Пешу, Снопу, Ому, Вижас, Несь, Мезень и Рикасиху (последний пункт пешего сбора оленно-транспортных эшелонов НАО). В крупных населенных пунктах ребята будут встречаться со школьниками и рассказывать о подвиге земляков, их вкладе в Великую Победу над фашистской Германией.

Завершится проект встречей с членами аналогичного архангельского клуба. Обратно в Нарьян-Мар окружные лыжники вернутся самолетом, 31 марта.

Финансирует поход нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» в рамках соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с Администрацией Ненецкого автономного округа.

Военно-патриотический клуб «Белый медведь» создан в Ненецком аграрно-экономическом техникуме в 2009 году с целью расширения и углубления знаний о родном крае, воспитания патриотизма, формирования у студентов коллективных и личных морально-волевых качеств, необходимых для прохождения военной службы.

Начинали ребята с 5-километрового похода в Тельвиску. В 2014 году они прошли 50 км в честь воссоединения Крыма с Россией. Также за их плечами поход на 180 км, посвященный 70-летию Великой Победы и переход в 50 км, посвященный 70-летию освобождения Заполярья от фашистских захватчиков. В минувшем году клуб организовал 250-километровый лыжный марш-бросок «Ома – Шойна» по следам ненецких оленно-транспортных батальонов.

В 1941 году Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о мобилизации оленно-транспортных батальонов. На фронт отправились сотни оленеводов, рыбаков, охотников из Малоземельской, Большеземельской и Канино-Тиманской тундр вместе со своими оленями и лайками. Переходы происходили в тяжелейших условиях, в 50-градусные морозы. Первые батальоны «заполярной кавалерии» были сформированы в начале 1942 года. После всего четырех недель подготовки оленные отряды были направлены на передовую Карельского фронта.

Олени стали бесценным средством передвижения в заболоченных и заснеженных районах. Всего из Ненецкого округа в годы войны было отправлено пять оленно-транспортных эшелонов - около 6 тыс. ездовых северных оленей под управлением порядка 600 каюров из коренных тундровиков. На поля сражений они добирались своим ходом вдоль побережья Белого и Баренцева морей, преодолев путь длиной более 2 тыс. км.

На фронте оленьи упряжки использовались как транспорт для подвозки на передовую боеприпасов, продовольствия, на нартах эвакуировали в тыл раненых, ходили в разведку. Карельский фронт стал единственным участком сражений Великой Отечественной войны, на котором фашистские захватчики не смогли перейти государственную границу СССР.